Россия-крупнейший центр ТЦ в Европе. Цифры и факты
Уровень пустующих площадей сократился с 10 проц до 8,5 проц за год. Россия стала лидером по общей площади ТЦ в Европе по итогам 2016 года.Россия сохраняет позицию крупнейшего рынка торговых центров в Европе. В декабре 2016 года общая площадь торговых объектов в России составила более 20 млн. кв. м, сообщает компания "Магазин Магазинов".
Несмотря на значительный объем ввода, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой — около 137 кв. м на тыс. жителей. Для сравнения, у европейского лидера по обеспеченности торговыми площадями – Норвегии - этот показатель составляет около 910 кв. м на тыс. жителей.
В 2016 в регионах был введен минимальный объем торговых площадей за последние 8 лет
За 2016 г. на рынке торговой недвижимости России было введено более 1,4 млн. кв. м, из них около 60 проц приходится на регионы, что свидетельствует об активной экспансии девелоперов. В сравнении с прошлым годом, ввод новых торговых площадей сократился на 5 проц, когда было введено около 1,5 млн. кв. м.
По итогам 2016 года прирост торговых площадей в России составил более 1,4 млн. кв. м, из которых около 60 проц (900 тыс. кв. м) было введено в региональных городах. Среди крупнейших новых ТЦ 2016 года следует отметить ТЦ «Охта Молл» в Санкт-Петербурге (с GLA = 78 тыс. кв. м), 2-ую очередь ТРЦ «МегаГринн» в Курске (с GLA = 69 тыс. кв. м) и 5-ую очередь ТРЦ «Гринвич» в Екатеринбурге (с GLA = 65 тыс. кв. м). В 2016 году ввод сократился на 15 проц по сравнению с прошлым годом. В 2017 ожидается увеличение объёма ввода – до уровня 1065 тыс. кв. м, что на 20 проц больше 2016 года.
Торговые центры России: об изменениях среди арендаторов
• Ритейлеры оценивают текущую ситуацию с «позитивной осторожностью». Экономическая ситуация стала более стабильной, они комфортно чувствуют себя в тех коммерческих условиях, которые сложились за период и кризиса, и научились работать со спросом. Это привело к тому, что их развитие возобновилось в 2016 году.
• Продолжается увеличение размеров ряда якорей. Это происходит потому, что величина арендных платежей зависит от товарооборота рилейтеров, а не от площади помещения.
• В этом году в особенности активизировались индивидуальные предприниматели (ИП). Например, большинство развлекательных форматов в ТРЦ «Ривьера» – это именно ИП: «Легогород», «Соляная комната», контактный зоопарк «Зверюшки» и многое другое.
• Если девелоперам не удается привлечь арендаторов соответствующих концепций на основе долгосрочного договора, то они все чаще применяют следующую практику. Чтобы заполнить площади, девелоперы заключают краткосрочные договоры с ярмарками, ИП, pop-up магазинами российских дизайнеров и различными развлекательными форматами, которые могут быстро запустить бизнес с минимальными вложениями.
• Как метод B2С-продвижения, московские ТЦ стали все чаще использовать образовательный и культурный формат вместе концертно-развлекательного.
Вячеслав Коркин, Ведущий консультант компании «Магазин Магазинов» о том, что нет явной корреляции между выступлениями артистов в торговых центрах и продажами в ТЦ: «Тенденции на рынке сегодня таковы, что меняется подход к управлению ТЦ, к сдаче площадей в аренду, меняется поведение самих покупателей. Все это требует от девелоперов новых решений. В частности, в сфере продвижения ТЦ, московская публика уже пресыщена концертно-развлекательными форматами и они уже не так привлекают посетителей, как несколько лет назад. Так, по словам ТЦ «Crocus City Mall», концертно-развлекательные мероприятия в этом ТЦ не приводят к росту продаж на время их проведения. Однако сознательно было принято решение поддерживать этот формат, чтобы «взращивать» свою потенциальную аудиторию. Предполагается, что потребители, которые привыкнут ходить в этот ТЦ на развлекательные мероприятия, будут чаще делать покупки именно в нем».
Александра Ромашина, Ведущий консультант компании «Магазин Магазинов» о важности качества управления в ТЦ: «В 2016 году девелоперы осознали, насколько важную роль играет качество управления торгового центра, от маркетинга до технической эксплуатации. Трендом последнего года и всего текущего периода становления рынка является открытость в отношениях между арендодателем и арендатором. Современные ТЦ Москвы и регионов предоставляют своим арендаторам информацию о трафике, о товарооборотах (в том числе путем подключения системы сбора продаж к кассам), о месте арендатора в общем рейтинге магазинов данного ТЦ по выручке на кв.м. Также можно отметить, что благодаря тому, что арендодатели стали идти на встречу арендаторам, доля вакансии в действующих и недавно открытых торговых центрах становится меньше, ТЦ заполняются, появляются новые интересные концепции».
Законодательство
Принято:
• снижение срока на регистрацию недвижимой собственности в Москве до 7 дней;
• отмена выдачи свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество.
Отклонено:
• проекты Минпромторга о запрете выставления арендных ставок в иностранной валюте и о требованиях к антитеррористической защищенности торговых объектов;
• отмена преференций для международных брендов перед федеральными (в среднем, разница в арендных ставках около 20 проц).
Обсуждается:
• сокращение времени работы ТЦ с 11.00 до 21.00 вместо с 10.00 до 22.00 в большинстве ТЦ.
Аргументы «за»:
• снижение пробок на дорогах;
• экономия на оплате труда продавцов и электричестве.
Аргументы «против»:
• нет смысла опираться на данные о распределении потока без данных о размере среднего чека в течение дня (у большинства брендов ценового сегмента «Средний плюс» он в утренние часы выше);
• потеря рабочего часа с 21 до 22, который характеризуется наибольшей конвертацией за день;
• сокращение количества посетителей за счет тех, кто не будет успевать после работы.
Фото: ТРЦ «МегаГринн», ТЦ «Охта Молл»
Информация предоставлена от инсточника fashionUnited, январь 2017