Ликвидность остатков
Продолжение цикла статей от Понятовой Эмины
ЧАСТЬ 6
Понятова Эмина — эксперт в ассортиментом планировании, аналитике и категорийном менеджменте с опытом в fashion индустрии свыше 15 лет.
Байер и категорийный менеджер — бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni;
Руководитель аналитического отдела — ЦентрОбувь и Modis.
Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн — коуч.
ЛИКВИДНОСТЬ ОСТАТКОВ
В условиях кризиса бизнес ищет возможности оптимизации своих расходов и ключевым инструментом является оценка ликвидности стоков.
Ликвидный остаток – это остаток предыдущих сезонов, который мы можем прировнять к новой коллекции и продавать по полной стоимости.
Количественные критерии – это оценка по соответствию размерным горкам
то есть достаточно ли текущего остатка для покрытия потребностей магазина.
Мы должны проанализировать остатки на предмет выбытости размерной горки.
Потому что даже при условии, что цветомодель имела хорошие показатели по продажам, на следующий сезон перевод невозможен, если остатки по данной цветомодели только одного размера или с разрывом (остались либо крайние размеры, остались самые маленькие, остались самые большие). Необходимо выявлять полные размерные горки.
После оценки остатков по количественным характеристикам следует этап оценки по качественным критериям.
Качественные критерии – это оценка остатков по сезону и актуальности, то есть соответствует ли текущий остаток сезонности и актуальности трендам.
Следует остатки пропускать через двойное сито оценки для того, чтобы выявить полные размерные ряды наиболее актуального товара для реализации по Первой Розничной Цене наравне с новой коллекцией.
Остатков по полным размерным горкам может быть достаточно для перевода в новый сезон, но если этот остаток явно вышел из тренда и мы не уверены в его реализации, то присваивать статус «ликвидный» нельзя. Потому что даже если мы переведем в новый сезон данные остатки, продажи будут не на уровне новой коллекции и мы будем применять скидки для стимулирования продаж.
Если у нас такая ситуация и есть большие остатки, кторые не прошли качественных фактор, то мы можем данный остаток перенести в промо бюджет на новый сезон и рассмотреть вариант для подготовки акций или дополнительных подарков при продаж новой коллекции.
Этот этап не стоит рассматривать как возможность переноса неликвида из одного сезона в другой! Данный этап оптимизирует наш бюджет именно за счет тех ошибок внутри сезона, на которые категорийный менеджер не смог повлиять:
- опоздание плановых дат прихода (не попали в жизненный цикл)
- погодные условия (слишком холодно летом, дождливо и тд)
- курсы валют и внешние экономические факторы
Ценность этапа оценки ликвидности:
- оптимизация бюджета закупки за счет ликвидного остатка
- формирование остатка для промо и акций