Сезонность и жизненные циклы
Продолжение цикла статей от Понятовой Эмины ЧАСТЬ 5 Понятова Эмина — эксперт в ассортиментом планировании, аналитике и категорийном менеджменте с опытом в fashion индустрии свыше 15 лет. Байер и категорийный менеджер — бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni; Руководитель аналитического отдела — ЦентрОбувь и Modis. Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн — коуч. Спланировав выручку по магазинам, приступаем к выявлению сезонности и определения жизненных циклов. Сезонность - это определение сезона продаж на основе статистики продаж и процента реализации. Мы выявляем пики продаж и окончание сезона на основе выявления наиболее коммерчески эффективных недель по коллекции. Статистика продаж покажет нам какие недели являются эффективными, а на какой неделе коллекция уже даже со скидкой не продаётся. То есть мы фиксируем начало сезона и окончание сезона. На основании этих данных будет формироваться дата ввоза новой коллекции и вывоза из магазина при наступлении окончания сезона.
Жизненный цикл - это период присутствия товара в магазине. Если мы определили сезон, то далее мы на каждую товарную группу фиксируем только для этой группы актуальные недели начала и окончания сезона. У нас сезон может быть Весна - Лето, а внутри одного сезона может быть несколько капсул:
Весна |
Лето |
Или:
Ранняя весна |
Весна |
Лето |
Или капсулы по месяцам:
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Суть этого этапа выявить долевое участие каждого месяца в сезоне и спланировать выручку правильно, также важно при данном этапе понимание, что каждая товарная группа имеет свои пики. Например, Сезон Весна-Лето начинается с 5 недели (это начало Февраля) и заканчивается на 30 неделе (в конце Июля-начало Августа), но при этом начало товарной группы «Купальники» явно не с 5 недели. Важно заметить, что все планы строятся на основе статистики приходов, продаж, процента реализации (sell out) и наценки (маржи). Зная жизненный цикл товара, мы можем управлять ассортиментом внутри сезона: Рассмотрим план по 2 товарным группам с разными ЖЦ.
Товарная группа | ЖЦ в неделях | Заказ в шт | Плановые продажи в неделю в шт |
1 | 8 | 120 | 15 |
2 | 4 | 100 | 25 |
Данный план позволит нам внутри сезона понять с каким результатом мы придем к концу сезона. Отслеживая темпы продаж (средние продажи в неделю), мы сможем влиять на продажи.