
Ассортиментная матрица
Понятова Эмина — эксперт в ассортиментом планировании, аналитике и категорийном менеджменте с опытом в fashion индустрии свыше 15 лет. Байер и категорийный менеджер — бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni; Руководитель аналитического отдела — ЦентрОбувь и Modis. Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн — коуч.
Продолжение цикла статей от Понятовой Эмины
ЧАСТЬ 9
Понятова Эмина — эксперт в ассортиментом планировании, аналитике и категорийном менеджменте с опытом в fashion индустрии свыше 15 лет. Байер и категорийный менеджер — бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni; Руководитель аналитического отдела — ЦентрОбувь и Modis. Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн — коуч. Ассортиментная матрица АМ – это результат анализа продаж, остатков и маржинальности отработанного сезона для формирования задания к закупке. АМ – это структура ассортимента планируемого сезона, то есть долевое участие каждой товарной группы в общем ассортименте. Простыми словами АМ – это доля домашней одежды в общем заказе, доля купальников и доля пляжных сумок. Следовательно АМ всегда только в относительных величинах – в процентах. Это обосновывается тем, что под влиянием внешних факторов – инфляция в стране, курсы валют и тд сумма плановой выручки может меняться, а вот доля купальников останется прежней. То есть выручку можем пересчитать с учетом нового курса валют, а вот удельный вес каждой товарной группы будет прежней, поэтому ключевой момент – результат АМ – это плановая доля по товарным группам с уровнем Первой розничной цены и уровнем маржинальной рентабельности средней на сезон. Грейд магазина – это группировка магазинов по схожим темпам продаж, проводится по сезону на основе АВС анализа по Выручке за сезон или средний в месяц Типоразмер магазина – это группировка магазинов по схожим площадям магазинов, то есть маленький, средний и большой по площади. Ниже представлен шаблон по АМ Важно обратить внимание, что:
- Плановая выручка устанавливается на магазин или кластер (группировка магазинов по схожим площадям торгового зала и общие по грейдам магазинов)
- Важно следить за соблюдением принципа гардеробности – соотношение верхов к низам должно быть 3 к 1 или 2 к 1.
- Важно правильно выстроить классификатор и иерархию товара для правильной группировки ассортимента
- Результатом АМ является плановое количество единиц к закупке, на основе расчетов через размерные горки мы получаем количество цветомоделей! Ни в коем случае не количество моделей.
- Маржинальная рентабельность и Розничная цена являются показателем уровня рискованности и при наличии статистики продаж товарная группа может быть развернута по уровням цен.
- Все данные максимально расчетные – на основе статистики или вместимости торгового оборудования. Если у нас четко выдерживается доля по верхам, мы отслеживаем ключевые показатели эффективности коллекции:
- выполнение плана по выручке - выполнение Маржинальной рентабельности - высокий sell out или процент реализации