Продолжение цикла статей от Понятовой ЭминыЧАСТЬ 5Понятова Эмина — эксперт в ассортиментом планировании, аналитике и категорийном менеджменте с опытом в fashion индустрии свыше 15 лет.Байер и категорийный менеджер — бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni;Руководитель аналитического отдела — ЦентрОбувь и Modis.Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн — коуч.
Спланировав выручку по магазинам, приступаем к выявлению сезонности и определения жизненных циклов.
Сезонность - это определение сезона продаж на основе статистики продаж и процента реализации. Мы выявляем пики продаж и окончание сезона на основе выявления наиболее коммерчески эффективных недель по коллекции.
Статистика продаж покажет нам какие недели являются эффективными, а на какой неделе коллекция уже даже со скидкой не продаётся.
То есть мы фиксируем начало сезона и окончание сезона. На основании этих данных будет формироваться дата ввоза новой коллекции и вывоза из магазина при наступлении окончания сезона.
Жизненный цикл - это период присутствия товара в магазине.
Если мы определили сезон, то далее мы на каждую товарную группу фиксируем только для этой группы актуальные недели начала и окончания сезона.
У нас сезон может быть Весна - Лето, а внутри одного сезона может быть несколько капсул:
Весна
Лето
Или:
Ранняя весна
Весна
Лето
Или капсулы по месяцам:
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Суть этого этапа выявить долевое участие каждого месяца в сезоне и спланировать выручку правильно, также важно при данном этапе понимание, что каждая товарная группа имеет свои пики.
Например,
Сезон Весна-Лето начинается с 5 недели (это начало Февраля) и заканчивается на 30 неделе (в конце Июля-начало Августа), но при этом начало товарной группы «Купальники» явно не с 5 недели.
Важно заметить, что все планы строятся на основе статистики приходов, продаж, процента реализации (sell out) и наценки (маржи).
Зная жизненный цикл товара, мы можем управлять ассортиментом внутри сезона:
Рассмотрим план по 2 товарным группам с разными ЖЦ.
Товарная группа
ЖЦ в неделях
Заказ в шт
Плановые продажи в неделю в шт
1
8
120
15
2
4
100
25
Данный план позволит нам внутри сезона понять с каким результатом мы придем к концу сезона. Отслеживая темпы продаж (средние продажи в неделю), мы сможем влиять на продажи.