Skip to main content

Кризис - время для Start Up

Открыть бизнес в кризис - это может быть выгодно. Сейчас самое время выводить на рынок новые продукты, уверена Дарья Ядерная, управляющий директор группы компаний Esper Group. В интервью FashionUnited она назвала преимущества запуска проектов в непростое со всех точек зрения время и перечислила главные проблемы молодых предпринимателей в области моды.

Сейчас сложная обстановка в РФ и мире. Каковы в настоящее время шансы модных стартапов? Стоит ли сегодня запускать новые проекты? Или есть смысл подождать?

Обстановка в основном сложная как раз потому, что все компании производят достаточно однородный продукт, который предлагают рынку. Сегментация и дифференциация отошли на второй план за эффектом масштаба, а также предложения максимально широкого ассортимента максимально широкой целевой аудитории. В результате – затоваривание, конкуренция по цене, которая, очевидно, и возникает как результат предложения одинаковых товаров, которые потребитель не может отличить никак, кроме как по цене. В то же время, одежда и мода – те товары, которые никогда, извините за каламбур, не выйдут из моды. Напротив, как показывает история, в период кризисов и потрясений именно смена предпочтений в выборе модной одежды и изменении лайфстайла является важнейшим индикатором социальных перемен. Возникновение новых нишевых предложений стимулирует изменение сознания, ведь глубинные изменения начинаются с мелких внешних проявлений и наоборот – изменения внешние влекут за собой изменения внутренние. В этом контексте интерес ко всему новому, что удовлетворяет потребности конкретного потребителя и делает это не только с коммерческих позиций (хотя и не отрицая их), но и с позиций лучшего удовлетворения потребности конкретного потребителя (для чего и создан маркетинг) будет только возрастать в кризис. Так что сейчас самое время обдумывать и выводить на рынок новые продукты: потребители к этому готовы и есть возможность внести вклад даже в более глобальные общественные процессы.

start-up

Какие еще могут быть преимущества запуска нового бизнеса в кризис?

Преимущества, безусловно, есть. Назову несколько очевидных. Во-первых, в кризис с рынка уходят слабые и неэффективные компании, это высвобождает спрос, который может быть переориентирован на новые бренды. Во-вторых, уходя с рынка, эти компании освобождают торговые пространства, а в условиях кризиса ставки на их аренду снижаются, что зачастую позволяет получить выгодные условия по цене и сервису – а это так важно для начинающих предпринимателей, не обладающих большим бюджетом. В-третьих, в кризис сильные компании на рынке больше заняты собой и сохранением своего положения, нежели мониторингом конкурентов и борьбой с ними. В этом смысле есть шанс начинать развитие в условиях относительно свободных, без давления конкурентов, принимающих ответные меры или копирующих удачные решения. Наконец, в кризис принимаются усилия для стимулирования экономики на уровне государства, поэтому как правило (хотя на практике это и не всегда бывает так) стимулируется кредитование экономики, чтобы запустить дополнительные мощности и активировать эффект мультипликатора. В этом смысле с финансированием может быть иногда даже проще, чем в период подъема, когда расширение бизнеса является актуальным для всех и спрос на кредитные средства также высок.

Запустить проект мало, нужно удержаться на плаву. На что нужно обратить внимание начинающим предпринимателям в области моды?

В первую очередь, нужно очень аккуратно рассчитывать свои возможности. Не следует строить слишком оптимистичных сценариев продаж и закладывать слишком маленькие расходы. Чаще всего начинающие предприниматели склонны преувеличивать свою возможность работать без помощи и без выходных, многие виды работ выполнять самостоятельно, не учитывать некоторые неизбежные расходы – и при этом исходить из достаточно быстрого роста выручки. Если даже пессимистичный бизнес-план показывает прибыль, то такой проект делать можно. Во-вторых, не стоит ожидать быстрого результата, работать приходится зачастую долго и много, прежде чем появляется отдача, тем более, когда проект широкой публике не известен.

В среднем, как скоро российские модные стартапы выходят на окупаемость?

Средний срок выхода на окупаемость – 18-24 месяца, это вполне адекватный период времени. Если проект не вышел на окупаемость за 24 месяца, то, вероятно, дальше развивать его не стоит. Тем не менее, даже в этом случае мы рекомендуем его не просто закрыть, но продать – возможно, компания с большим финансовым ресурсом или опытом управления сможет его органично интегрировать в свой бизнес или как минимум воспользоваться клиентской базой.

h12

Каковы, на Ваш взгляд, три главные проблемы молодых фэшн-проектов и предпринимателей?

Во-первых, отсутствие менеджерских компетенций на фоне превосходных творческих способностей. Во-вторых, отсутствие возможностей финансирования со стороны государства и частных инвесторов, поскольку на практике моду никто не считает приоритетной сферой. И наконец, непрозрачность рынка и недостаточный уровень знаний о “правилах игры”.

Каковы, по Вашим оценкам, перспективы модных стартапов в интернете? Выживет ли офлайн?

Офлайн, безусловно, не только выживет, но и останется ведущим каналом продаж, в том числе, и для стартап проектов. Онлайн-площадка может быть хорошим стартом для нового проекта, так как позволяет протестировать рынок, собрать дисперсный спрос со всей страны и на начальном этапе работать с минимальными издержками, однако впоследствии в большинстве случаев онлайн все же требует выхода в том числе и в офлайн, хотя бы в качестве pop up-проектов, а впоследствии и физического проекта.

В целом, что необходимо, чтобы улучшить статистику, увеличить процент успешных и прибыльных модных стартапов в РФ?

Для этого необходимо проводить масштабное образование в области предпринимательства в индустрии моды, изучить основы ведения бизнеса в целом (юридические, бухгалтерские и финансовые) на том минимально необходимом и практическом уровне, который позволит не обращаться каждый раз за консультацией к специалистам, которые стоят денег и зачастую вынуждены объяснять элементарные вещи предпринимателям. Кроме того, необходимо повысить уровень знаний о самом рынке и его структуре работы, о схемах взаимодействия опта и розницы в различных форматах, принципах поиска помещения, взаимодействия с прессой и блогерами, организации мероприятий и так далее. Наконец, необходимы социально-психологические навыки ведения переговоров, имиджа и способы презентации в индустрии моды, которая обладает своей спецификой, соединяющей бизнес и моду.

Интервью: Наталья Попова, FashionUnited