Skip to main content

Еще раз о кризисе в Евросоюзе. Взгляд изнутри.

 

Постоянные разговоры на тему распада Евросоюза уже всех утомили,  и я не собираюсь повторяться и оригинальничать. Поделюсь наблюдениями  человека, смотрящего свежим взглядом, неизбалованного  долгой жизнью в Европе. Возможно, что-то мне видится по-другому, а иногда и просто видится то, чего многие европейцы уже просто не замечают.

    Политики говорят много, часто и примерно одно,  и тоже. Очевиден , как банковский кризис, налицо постоянное перекредитование банков одной страны, банками другой, так и политический. Руководители одних государств пытаются всеми силами сохранить союз, другие же, наоборот, как могут его раскачивают. Долги накапливаются, накапливаются…..потом перекредитовываются и далее опять накапливаются… Это на уровне страны или крупных банковских структур. А как работает так любимый нами предприниматель малого формата, чем дышит (маленькие семейные фабрики или маленькие магазины). Давайте попробуем разобраться. Сразу оговорюсь, что речь пойдет об Италии. Налицо еще более страшная проблема, о которой никто не говорит и которую никто не обсуждает. Долги, которых накопилось так много, что надо просить у соседей росли не просто так, а в основе своей для поднятия жизненного уровня населения. Поскольку,  новых уже никто делать не хочет (долгов))),  то это значит, что жизненный уровень населения будет падать с той или иной скоростью. А взглянув на экономику Италии, несложно понять , что в ее основе лежит малый бизнес. Две трети рабочих мест приходится на компании с численностью в несколько десятков человек. Сказать, что этот бизнес уязвим, это ничего не сказать. Но малые компании не только быстро закрываются, но и также быстро открываются и это уже некоторое равновесие.

    Борясь с кризисом, посредством сокращение госрасходов и повышения налогов правительство разрушает основу собственной экономики – малый бизнес, функционирование которого напрямую зависит от уровня благосостояния народа.

Большая часть мелких и средних предприятий в Италии представлены либо в сфере услуг (в том числе и  все виды торговли), либо в производстве потребительских товаров. Как правило,  продукция предприятий малого бизнеса,  не относится к товарам первой необходимости (нижнее белье особенно))). Чтобы этот товар пользовался устойчивым спросом, в распоряжении населения должны оставаться «лишние деньги».

Спросите, как сохранить на плаву компанию небольшого формата? Будь то производство (небольшая фабрика) или какая либо торговля. Мои наблюдения -  всего лишь наблюдения сделанные незамыленным, свежим взглядом и никак не претендуют на консалтинговые рекомендации или что-то подобное.

-Финансирование за счет собственных средств или  средств надежных долговременных партнеров, а не за счет кредитов, взятых в банке, которые в свою очередь были взяты в другом банке, а те до этого были взяты в большом банке в другой стране….или как там у классика – в доме, который построил Джек ))).

-При ярковыраженном снижении покупательской способности внутреннего рынка, необходимость выхода на внутренние рынки других стран, особенно новых соседей. Для нас очевидны и интересны бывшие страны СНГ и так называемой Восточной Европы. Для этого многие недремлющие компании открывают специальные подразделении для работы с этими странами, не боятся приглашать специалистов, знающие эти рынки не по-наслышке. Посмотрите на успешных итальянских оптовиков Riminiveste, CHIAM, Italwears, CB-Distribution. Все они имеют русскоговорящий менеджмент, сайты на русском языке и т.д. Провалился немного внутренний рынок, выручает  Восточная Европа, да еще как выручает. Тоже самое делают и производители.

- Всех пугают продукцией Made in China. А так ли это страшно. Государство придумывает огромное количество нормативных актов, как бы для защиты своего производителя. А тем самым только развращает его. Предприятия не переоснащаются, дизайнеры почивают на лаврах. Здороавя нормальная конкуренция из азиатского региона подталкивает неспящих к инновациям и новым решениям. Кто –то размещает производство в Юго-Восточной Азии и ничего тут не попишешь, на мой взгляд это неизбежно и правильно, чем с пеной у рта доказывать, что моя продукция 1000% сделана в Италии. Многие рынки это уже проходили и ярким примером тому является автомобилестроение. Как только американцы не защищали свой рынок от японского автопрома, однако Соичиро  Хонда заставил их взглянуть на автомобиль по-новому.

- Новые игроки приходят на рынок. Они мобильнее, смелее, по хорошему злы и напористы. Вместо того, чтобы ждать административного ресурса от правительства, надо просто работать лучше и создавать продукцию, более конкурентную, чем раньше.

Если подвести короткий итог.

 Возможно кризис тот самый момент, когда необходимо правильно выбрать приоритеты. Сконцентрироваться на новых задачах и рынках и просто поработать получше.

 

Сергей Илларионов директор по развитию в Восточной Европе и СНГ компании Dimanche s.r.l. (Via Tazio Nuvolari,6 Misano Adriatico, Italia +39(0541) 61-46-98