Публикации

Сезонность и жизненные циклы

Продолжение цикла статей от Понятовой Эмины

ЧАСТЬ 5

Понятова Эмина — эксперт в ассортиментом планировании, аналитике и категорийном менеджменте с опытом в fashion индустрии свыше 15 лет.
Байер и категорийный менеджер — бренды Replay, Pepe Jeans, Hugo Boss, Armani Collezioni, Stefanel, Missoni;
Руководитель аналитического отдела — ЦентрОбувь и Modis.
Автор и спикер на курсах в школах Fashion Factory, SkillBox и Fashion Advisers, консультант и онлайн — коуч.

photo_2022-03-27_21-08-03

Спланировав выручку по магазинам, приступаем к выявлению сезонности и определения жизненных циклов.

Сезонность — это определение сезона продаж на основе статистики продаж и процента реализации. Мы выявляем пики продаж и окончание сезона на основе выявления наиболее коммерчески эффективных недель по коллекции.

Статистика продаж покажет нам какие недели являются эффективными, а на какой неделе коллекция уже даже со скидкой не продаётся.

То есть мы фиксируем начало сезона и окончание сезона. На основании этих данных будет формироваться дата ввоза новой коллекции и вывоза из магазина при наступлении окончания сезона.

photo_2022-04-26_08-41-06

 

Жизненный цикл — это период присутствия товара в магазине.

 

Если мы определили сезон, то далее мы на каждую товарную группу фиксируем только для этой группы актуальные недели начала и окончания сезона.

 

У нас сезон может быть Весна — Лето, а внутри одного сезона может быть несколько капсул:

 

Весна
Лето

 

Или:

 

Ранняя весна
Весна
Лето

 

Или капсулы по месяцам:

 

Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль

 

 

Суть этого этапа выявить долевое участие каждого месяца в сезоне и спланировать выручку правильно, также важно при данном этапе понимание, что каждая товарная группа имеет свои пики.

Например,

Сезон Весна-Лето начинается с 5 недели (это начало Февраля) и заканчивается на 30 неделе (в конце Июля-начало Августа), но при этом начало товарной группы «Купальники» явно не с 5 недели.

Важно заметить, что все планы строятся на основе статистики приходов, продаж, процента реализации (sell out) и наценки (маржи).

Зная жизненный цикл товара, мы можем управлять ассортиментом внутри сезона:

Рассмотрим план по 2 товарным группам с разными ЖЦ.

 

Товарная группа ЖЦ в неделях Заказ в шт Плановые продажи в неделю в шт
1 8 120 15
2 4 100 25

 

Данный план позволит нам внутри сезона понять с каким результатом мы придем к концу сезона. Отслеживая темпы продаж (средние продажи в неделю), мы сможем влиять на продажи.